Проблема обеспечения электроэнергией удалённых районов Дальнего Востока и Арктики назрела давно. Несмотря на то, что Арктика является основным источником углеводородного сырья, там отмечается острая нехватка электроэнергии. В этой ситуации важно создать действенную систему промышленной энергетической генерации, которая бы стала альтернативой централизованному электроснабжению удалённых территорий или дополнила бы систему государственного управления энергоснабжением. Об этом на совещании в верхней палате сказал член Комитета СФ по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Андрей Шохин.
Он напомнил, что Президентом РФ в качестве одной из стратегических задач обозначено гарантированное обеспечение доступной электроэнергии за счёт развития распределённой генерации, в том числе на основе возобновляемых источников энергетики в удалённых районах. Однако до настоящего времени механизмов решения задачи нет.
Сенатор заметил, что проекты локальной электроэнергетики на неосвоенных территориях для создания новых промышленных производств, таких как добыча полезных ископаемых, лесозаготовка, сельское хозяйство, рыбопереработка имеют высокую стоимость и длительный срок окупаемости в совокупности со стоимостью доставки топлива. «Это создаёт высокий тариф на производство электроэнергии, увеличивает срок окупаемости любого инвестпроекта», — пояснил парламентарий.
Кроме того, необходимость инвестору самому оплачивать создание локального энергетического центра снижает рентабельность освоения удалённых территорий. «Соответственно, бизнесу это нерентабельно, и он в эти проекты не идёт», — констатировал законодатель.
Шохин отметил, что программа поддержки развития проектов локальной энергетики в удалённых изолированных районах кроме субсидий на технологическое присоединение других мер не предусматривает, и получить её могут только крупные инвестпроекты. Как правило, субсидия является платой потребителя за техническое присоединение сетевой компании.
Менее крупные проекты вдали от централизованной электросетевой инфраструктуры такой меры поддержки не имеют и не могут быть реализованы без господдержки по созданию локального энергоцентра.
“Необходима система госуправления локальной энергетической инфраструктурой удалённых территорий, которая будет увязана с программами развития электроэнергетики и будет предусматривать заключение между производителем и потребителем электроэнергии двусторонних долгосрочных договоров на поставку электроэнергии в изолированной энергосистеме”.
Андрей Шохин, член Комитета СФ по федеративному устройству, региональной политике, МСУ и делам Севера.
По его мнению, в качестве механизма господдержки уже сейчас можно использовать макрорегиональные меры в виде налоговых льгот, но необходимы отраслевые системные преференции для этого направления электроэнергетики.
Тогда производители электроэнергии смогут реализовать проект в сжатые сроки на основе эффективных технологий, в том числе возобновляемых источников энергии, с гарантированным возвратом инвестиций по двустороннему договору продажи электроэнергии. А потребитель электроэнергии получит гарантированный источник энергоснабжения на долгосрочную перспективу. При этом, добавил сенатор, государство сможет рассчитывать на развитие удалённых территорий за счёт привлечения частных инвестиций с поступлением налогов и созданием новых рабочих мест.